Ассоциация гражданской авиации просит Правительство РК не сокращать международные авиарейсы
Президент Ассоциации гражданской авиации Даулет Хамзин просит Правительство снять ограничение на авиасообщение между городами РК и иностранными государствами по новым и ранее эксплуатируемым маршрутам. Соответствующее письмо намерены направить в МИИР РК и МЗ РК.
Стабилизация эпидемиологической обстановки в Республике Казахстан демонстрирует эффективность принятых карантинных мер по обеспечению безопасности граждан. Аэропортами РК выполняются все предписанные меры, принятые на государственном уровне по недопущению завоза и распространению коронавирусной инфекции в период пандемии среди пассажиров и их сотрудников.
«Наиболее пострадавшей от продолжающегося воздействия пандемии COVID-19 стала авиационная отрасль Казахстана, в связи, с чем ранее Ассоциация гражданской авиации (далее – Ассоциация), НПП «Атамекен» и авиапредприятия Республики Казахстан неоднократно обращались в Правительство с просьбой обратить внимание на критическое состояние данной отрасли», – рассказывает Президент Ассоциации Гражданской Авиации РК Даулет Хамзин.
Так, результаты прошедших 9 месяцев не оправдали ожиданий по восстановлению рынка авиаперевозок, о чем свидетельствуют удручающие показатели летнего туристического сезона. Международные рейсы возобновлены только на 10%, а внутренний рынок авиаперевозок, восстановившийся всего на 85%, регрессирует перед лицом новых вспышек инфекции и ограничений на поездки. Прогнозы на предстоящий зимний сезон еще больше снижены с учетом надвигающейся второй волны коронавируса и угрозы введения повсеместного мирового карантина на фоне ухудшающейся ситуации в зарубежных странах.
«В связи с карантинным режимом, у аэропортов Казахстана во втором и третьем квартале 2020 года произошло сокращение доходной части бюджета, как минимум, на 70%. Эксплуатантами аэропортов предприняты все возможные меры по снижению расходов: сокращены фонд оплаты труда и текущие закупки на более чем 50%, а также полностью исключены капитальные затраты. Законсервированы неиспользуемые объекты инфраструктуры и спецтехника. Привлекаются транзитные и грузовые рейсы», – добавил Даулет Хамзин.
Однако, вышеперечисленных мер недостаточно для компенсации потерь от коронавируса и сохранения квалифицированного персонала. Так в отдельных аэропортах уже есть факты сокращения работников и задержки по выплатам заработной платы, что негативно сказывается как на безопасности полетов, так и на авиационной безопасности в целом.
Кроме того, ряд аэропортов Казахстана в связи с сокращением и отменой ранее запланированных рейсов ввели режим неполного рабочего времени – трехдневную рабочую неделю, и дальнейшие сокращения могут оказать отрицательное влияние на социальную обстановку в стране.
Приостановление с 5 октября т.г. возобновления авиасообщений с другими странами, и сокращение числа рейсов в Турцию может оказать эффект заключительного удара для аэропортов, без того находящихся в плачевном состоянии, и как следствие нехватки средств для качественного обеспечения карантинных мер.
Генеральный директор ВОЗ объявил вспышку COVID-19 пандемией, не рекомендовав при этом никаких ограничений на поездки или торговлю, и подчеркнул, что все страны должны стремиться установить надлежащий баланс между защитой здоровья населения, соблюдением прав человека и минимизацией экономических и социальных потрясений.
«Вместе с тем, международные организации IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), ACI (Международный Совет Аэропортов) предупредили о негативных прогнозах авиационной отрасли и призвали правительства по всему миру продолжить послабления ограничительных мер в свете наступившего кризиса и поддержать восстановление авиасообщений между странами. Они призывают к срочным действиям правительств по введению широкомасштабного и скоординированного тестирования пассажиров, чтобы позволить отменить карантинные требования. По их словам, без этих мер отрасли грозит крах.
С начала 2020 года проведены независимые исследования о степени распространения заражения на борту ВС и проведены независимые симуляции таким организациями как IATA, Boeing, Airbus и Embraer. В соответствии с исследованиями (опубликованы на сайте IATA: «Исследования указывают на низкий риск передачи COVID-19 во время полета», https://www.iata.org/en/pressroom/pr/2020-09-08-012/), с начала 2020 года было зарегистрировано 44 случая возможного заражения в процессе перевозки, при том что за этот же период было перевезено 1,2 млрд. пассажиров, это в среднем по 1 случаю на 27 млн. пассажиров», – подчеркнул Президент Ассоциации.
Характеристики конструкции самолета добавляют дополнительный уровень защиты, способствуя снижению частоты передачи сигналов в полете. Это включает:
- ограниченное личное общение, когда пассажиры смотрят вперед и очень мало двигаются;
- эффект спинки сиденья, действующей как физический барьер для движения воздуха из одного ряда в другой;
- сведение к минимуму прямого потока воздуха за счет конструкции сегментированного потока, который обычно направлен вниз от потолка к полу;
- высокая скорость поступления свежего воздуха в салон. Воздух обменивается 20-30 раз в час на борту большинства самолетов, что очень выгодно по сравнению со средними офисными помещениями (в среднем 2-3 раза в час) или школами (в среднем 10-15 раз в час);
- использование HEPA-фильтров с эффективностью удаления более 99,9% бактерий / вирусов, гарантирующих, что подаваемый воздух, поступающий в кабину, не является путем проникновения микробов.
Учитывая результаты вышеуказанных исследований и характеристики конструкции воздушных судов, целесообразно найти баланс между введением ограничений при пересечении границ и послаблением ограничений на авиасообщения со иностранными государствами путем открытия воздушного пространства. При этом, параллельно ввести требования по наличию ПЦР справки для всех прибывающих пассажиров (иностранных граждан и граждан РК).
Это будет способствовать возобновлению трафика и, как следствие, восстановлению деятельности операторов авиационной деятельности, а также установлению конкурентных тарифов на авиаперевозки и способствовать росту транзитного пассажиропотока из соседних стран через аэропорты РК.
В этой связи, Ассоциация, как представитель аэропортов РК, надеется на Вашу поддержку по данному вопросу и предлагает рассмотреть возможность:
1) распространить требования по наличию справки ПЦР перед вылетом в РК для граждан РК;
2) расширить требования по наличию страховки, покрывающей лечение от КВИ для прибывающих иностранных граждан;
3) ограничить вход в аэровокзальные комплексы только пассажирам при наличии билета (исключение для провожающих несовершеннолетних пассажиров);
4) открыть воздушное пространство для авиаперевозчиков всех стран при выполнении требований по ПЦР тестам;
5) снять ограничение на авиасообщение между городами РК и иностранными государствами по новым и ранее эксплуатируемым маршрутам.